Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
Том 28, № 8-9 (2019)
Скачать выпуск PDF

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

9-20 715
Аннотация

В статье рассматриваются механизмы, модели, лучшие практики когорты опорных вузов Российской Федерации по обучению иностранных студентов в интересах реализации стратегии «мягкой силы». Целью данного исследования является определение возможности и целесообразности использования международного сотрудничества опорных университетов как инструмента «мягкой силы» и выработка соответствующих рекомендаций в адрес вузов и органов управления образованием. Статистической основой для анализа послужили данные мониторинга эффективности российских вузов (опубликованные данные за 2017 г. и предварительные данные за 2018 г.). Фактологической основой стали программы развития опорных университетов, отчёты вузов по итогам реализации программ развития за 2017–2018 гг. Следует отметить, что подобный анализ проводится впервые и является первым шагом к рассмотрению международной деятельности опорных университетов через призму концепции «мягкой силы».

21-35 574
Аннотация

В 2008–2009 гг. в России были созданы 29 национальных исследовательских университетов (НИУ) с утверждёнными приоритетными направлениями развития. В 2019 г. заканчивается десятилетняя программа развития НИУ. В статье приведены результаты анализа работы НИУ в части подготовки кадров высшей научной квалификации для высокотехнологичных отраслей экономики. Были рассчитаны два индикатора, отражающие доли защит в НИУ по отношению ко всем защитам по сопоставленным для приоритетных направлений развития научным специальностям. Это позволило оценить позиции, которые занимают НИУ в приоритетных областях. Анализ показал, что для 30% приоритетных направлений развития НИУ не обеспечивают лидирующие позиции. В целом же большая часть НИУ занимают высокие позиции по отдельным приоритетным направлениям в части подготовки научных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики.

36-43 819
Аннотация

Проведён анализ итогов опубликованных в 2019 г. международных рейтингов вузов (Webometrics, QS) отдельно по группам в соответствии с профилем их образовательной и научной деятельности. Авторы использовали методику из предыдущей работы, где были определены семь профилей деятельности вузов: классические университеты, технические, экономические, педагогические, медицинские, аграрные вузы, вузы культуры и искусства. В результате анализа и сравнения данных 2013, 2014 и 2019 годов подтверждена системная зависимость усреднённых значений позиций вузов от профиля деятельности. Лидирующие позиции рейтинга заняты классическими университетами и техническими вузами. Далее примерно на одном уровне находятся группы педагогических, экономических и медицинских университетов, а замыкают рейтинг аграрный профиль и вузы культуры и искусства. Показано, что при вебометрическом ранжировании вузов значительно ухудшились по сравнению с результатами 2013 и 2014 гг. позиции вузов, отнесённых к группе «культура и искусство», что обусловлено усилением веса наукометрических индикаторов. Проведён анализ позиций, которые заняли лучшие в своих группах вузы из всех стран мира, стран Европейского союза, Евразийского экономического союза и Республики Беларусь. Показано, что лучшие места в рамках ЕАЭС в своих профилях заняты российскими вузами. Отмечена высокая позиция Национального университета «Высшая школа экономики», который значительно опережает другие экономические вузы. Предложено кроме классических мировых и предметных ранжирований вузов представлять результаты рейтинга в соответствии с профилями образовательной и научной деятельности университетов.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

44-54 748
Аннотация

Диверсификация профессиональных траекторий обладателей учёных степеней, обозначившаяся как общемировая тенденция, заставляет по-новому взглянуть на проблему оценки эффективности существующих институций по подготовке научных кадров – аспирантуры в России и системы докторского образования за рубежом – в отношении подготовки профессиональных исследователей и преподавателей высшей школы. В двух статьях, объединённых проблематикой и общим замыслом, последовательно рассматриваются вопросы: как организован сбор и анализ эмпирических данных о подготовке по программам аспирантуры; какова динамика защит диссертаций выпускниками после завершения аспирантских программ; каковы реальные сроки продвижения аспирантов к учёной степени; каков удельный вес выпускников, продолжающих научную карьеру после окончания аспирантской программы? В первой статье анализируются организационные и методические аспекты информационно-аналитического сопровождения институтов, ответственных за подготовку кадров высшей квалификации в странах Евросоюза, США и России. Приводится информация об организации систем мониторинга докторского образования и профессиональных карьер выпускников докторских программ за рубежом. Отмечается недостаточность информационного обеспечения программ развития аспирантского образования в России, отсутствие необходимых эмпирических данных для оценки эффективности отечественной аспирантуры в контексте воспроизводства кадров научно-образовательного сектора. Анонсируются результаты проведённых авторами наукометрических исследований закрепления выпускников аспирантуры в науке и высшей школе. Вторая статья будет посвящена подробному изложению метода и результатов этих исследований.

55-66 1107
Аннотация

В статье анализируются барьеры, возникающие на этапах обучения в отечественной аспирантуре и подготовки к защите кандидатской диссертации. Эмпирическую базу исследования составил опрос целевой аудитории c помощью анкеты о влиянии барьеров на результат аспирантской подготовки и завершения кандидатской диссертации. Целевая выборка содержит три группы: аспиранты, кандидаты наук (выпускники аспирантуры) и доктора наук (научные руководители), представляющие высшие учебные и научные заведения Российской Федерации. Объём выборки – 133 человека. Результаты проведённого исследования проанализированы с помощью графостатистических методов. Построение диаграммы В. Парето позволило выявить 20% наиболее значимых барьеров в аспирантской подготовке и завершении диссертационного исследования. С целью наглядного представления структуры барьеров использована причинно-следственная диаграмма К. Исикавы. Выявлены факторы первичного уровня – аспирант, научный руководитель, учреждение и государство, ответственные за полученный результат. Далее проанализированы факторы вторичного уровня в получении положительного результата аспирантской подготовки. Рассмотрена возможность проведения некоторых мероприятий по уменьшению влияния рассматриваемых барьеров на результаты аспирантской подготовки. Отмечено, что от аспиранта зависят совмещение учёбы с работой не по специальности и факторы семейной жизни. От учреждения зависит наличие ряда значимых трудностей в аспирантской подготовке, в частности отсутствие исследовательского задела. В статье проанализированы организационные барьеры предзащитного и защитного периодов; барьеры, связанные с научным руководителем; выделена проблема низкой мотивации к получению степени.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

67-82 1438
Аннотация

В статье рассматривается влияние культуры метамодерна и дигитализации образования на трансформацию педагогического понимания процесса обучения. Автор опирается на трактовки эпохи «после постмодерна», представленные в работах С. Абрамсона, М. Эпштейна, Р. Эшельмана, А. Кирби, Дж. Менша, П. Самюэльса, Л. Тёрнера, Т. Вермюлена и Р. Ван ден Аккера; на трансдисциплинарный (Б. Николеску) и коннективистский (Д. Кормье, Дж. Сименс) подходы, международные документы, определяющие стратегию развития образования в сложном обществе. Автор показывает, как в эпоху метамодерна под влиянием всеобщей дигитализации образовательного пространства появляются признаки, свидетельствующие о выходе теории и практики обучения за пределы закреплённых в веках педагогических смыслов. Это проявляется на уровне стихийной трансформации основных компонентов процесса обучения, изменений педагогического тезауруса, появления «гибридных» дидактических теорий. Данное явление определяется автором как постпедагогический синдром цифровой эпохи, способный нарушить историческую преемственность образовательной культуры. В статье говорится о недостаточности ресурсов современной педагогической науки для объяснения реалий непрерывного образования как части культуры цифромодернизма и разработки подлинно инновационных способов обучения. Высказано предположение о том, что создание эффективных методик обучения и самообразования в цифровую эпоху возможно лишь в случае переосмысления и переоценки базовых дидактических категорий и понятий на трансдисциплинарной основе с учётом педагогического опыта аналоговой эпохи и сохранения преемственности гуманитарных ценностей и смыслов. Рассуждения автора и сделанные выводы адресованы сторонникам исследования образования на междисциплинарной и трансдисциплинарной основе.

83-90 429
Аннотация

В статье показано, что укоренившаяся ориентация высшей школы на запросы рынка труда требует переосмысления и корректировки, поскольку в современных условиях это не гарантирует эффективности университета и его способности отвечать на вызовы будущего. Реальной основой успешности университета ныне становится синхронизация стратегий вуза с историко-эпистемологическими тенденциями развития знания, его функций и форм бытия. В этом контексте особую актуальность обретает обоснование роли и места технонауки в университете и университетских процессах – научно-исследовательских, образовательных, проектных. Подчёркивается также, что современные тенденции развития знания и науки вызывают к жизни (и уже вызвали) новую – «проективноличностную» – парадигму образования, которая ориентирована не на освоение максимума академических знаний и компетенций на их основе (как было до сих пор), а на индивидуализацию образовательной траектории обучающегося, освоение им методов синтеза знаний и проектной деятельности.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

91-99 695
Аннотация

В статье рассматриваются две важнейшие проблемы в преподавании курса общей физики для студентов IT-направлений в техническом университете: вынужденное изменение структуры и содержания курса из-за сокращения времени, отводимого на его изучение с трёх до двух семестров, и неоднородная подготовка абитуриентов из-за того, что при зачислении в вуз не учитываются результаты ЕГЭ по физике. Анализируется опыт учебного центра физики в Университете ИТМО в СанктПетербурге по проведению дополнительных консультаций по материалам школьной программы и по разработке и использованию электронных образовательных материалов. Отмечается актуальность концентрических по своей структуре курсов, созданных коллегами из других вузов. Предлагается организовывать обучение первокурсников по различным образовательным траекториям в зависимости от их стартовой подготовки. При пересмотре структуры и содержания курса важно сохранить его полноту и мировоззренческую ценность. Предлагается следующая схема построения курса: элементарная физика как аксиоматическая наука, статистическая физика, квантовая физика, квантовая теория поля (общие представления). Обсуждается структура каждого из этих модулей. Анализируется опыт разработки и использования в Университете ИТМО электронных образовательных материалов: лекционных презентаций, электронных конспектов лекций и практических занятий. Отмечается неоднородное восприятие аудиторией электронных ресурсов, хотя в целом элементы e-learning позволяют в значительной мере компенсировать дефицит аудиторного времени, вызванного изменением программы. Причина, повидимому, кроется в психологической неготовности ряда студентов к переходу на смешанное обучение. Подчёркивается, что разработка материалов для оценивания успеваемости студентов и их итоговой аттестации при использовании смешанного курса является принципиально новой и трудоёмкой задачей, отмечается предпочтительность классического очного экзамена. Авторы считают целесообразным сохранить традиционную схему изложения курса физики в техническом университете.

100-109 615
Аннотация

Оценки процесса реформирования российского высшего образования, широко обсуждаемые в среде педагогического и экспертного сообщества, характеризуются неоднозначностью и противоречивостью. Особое значение они имеют в отношении ведомственных вузов силового блока, которые обеспечивают реализацию функций безопасности страны. Представлены особенности организации образовательного процесса в образовательных организациях системы МЧС России, начиная с этапа вступительных испытаний и заканчивая трудоустройством выпускников. Особенности деятельности ведомственных образовательных организаций силового блока, решаемые задачи и выполняемые функции, связанные с подготовкой специалистов в области обеспечения безопасности страны, требуют взвешенного подхода к реализации мероприятий, направленных на максимальную интеграцию системы высшего образования в глобальную систему образования.

EDUCATION ONLINE

110-118 1026
Аннотация

Цель статьи – представление результатов исследования перспектив открытых образовательных ресурсов (ООР) в плане развития системы высшего образования России. Методология включает обзор и анализ инициатив, сервисов, инструментария ООР в РФ и за рубежом. Авторами был проведён опрос преподавателей вузов, а также обработка его результатов с использованием статистических методов. Разработка и использование ООР в системе высшего образования имеет следующие перспективы: 1) дальнейшее распространение свободного доступа к образовательным материалам за счёт вовлечения более широкого круга вузов и преподавателей; 2) повышение качества образовательных материалов в условиях расширения свободного доступа; 3) экспансия электронной образовательной среды (ООР не привязаны к конкретным инструментам или технологиям и могут распространяться в социальных медиа, мобильных приложениях). Исследование международной и российской практики показало, что ООР оказывают методическую поддержку в первую очередь преподавателям вузов, позволяя им изучать лучшие практики лидеров образования, перерабатывать ООР в соответствии с учебными целями своих дисциплин и уровнем подготовки студентов. Анализ результатов проведённого опроса позволил выявить особенности использования ООР преподавателями российских вузов и определить основные мотивирующие факторы.

119-127 872
Аннотация

Цифровизация современной образовательной среды приводит к изменению стиля учебной активности студентов и профессиональной деятельности преподавателей высшей школы. Требование профессионального стандарта работников образования обязывает преподавателей вузов не только разрабатывать образовательный контент дисциплины, но и применять средства ИКТ для управления учебной активностью обучаемых. Это особенно важно для заочной дистанционной формы обучения, в которой очный контакт в течение семестра ограничен вебинарами и скайп-консультациями. Анализ ситуации показывает, что в процессе обучения студентов заочной формы обучения присутствует значительная неравномерность освоения содержания дисциплин, с выраженным пиком активности в период сессии и после неё при ликвидации академической задолженности. Целью работы являлось исследование возможностей стандартных средств статистики активности пользователей в LMS MOODLE для оптимизации курса по трём параметрам: форма представления контента, временная структура курса и качество контрольно-измерительных материалов. Эти параметры, по мнению авторов, являются главными в мотивации пользователей к последовательному использованию онлайн-курса в течение семестра. В рамках темы в течение трёх лет проведено исследование статистических характеристик активности студентов электронного курса «Информатика», размещённого в системе управления обучением MOODLE. Эксперимент охватывал студентов первого курса, обучающихся по направлению «Электроэнергетика и электротехника». Полученные результаты оптимизации структуры и формы представления контента дисциплины свидетельствует о положительном изменении динамики освоения студентами содержания курса в плане увеличения числа посещений курса студентами в период учебного семестра. Аналогичным путём оптимизирована процедура диагностики результатов обучения студентов – анализ прохождения тестовых процедур с помощью средств статистики активности пользователей, имеющихся в арсенале LMS MOODLE, – расчёта коэффициента лёгкости заданий теста и его эффективности дискриминации. Наблюдаемое увеличение абсолютной успеваемости студентов по оптимизированному курсу свидетельствует о результативности произведённых изменений. Таким образом, показано, что использование инструмента статистики действий пользователей в курсе на платформе MOODLE позволяет достоверно проверить эффективность инноваций в педагогическом дизайне онлайн-курса, обеспечивающих увеличение учебной активности студентов в течение семестра.

МЕДИЦИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА

129-137 420
Аннотация

В 2019 г. Ярославский государственный медицинский университет отмечает своё 75-летие. На протяжении десятилетий университет занимает устойчивые позиции в образовательном и научном пространстве современной России. Среди воспитанников вуза – известные учёные, руководители здравоохранения, авторитетные специалисты многих отраслей медицины и видные общественные деятели. На сегодняшний день Ярославский государственный медицинский университет обеспечивает подготовку высококвалифицированных медицинских работников, профессиональную переподготовку и повышение квалификации врачей и провизоров, активно осуществляет фундаментальные и прикладные научные исследования, развивает информационные технологии и внедряет инновационные модели обучения. В статье рассмотрены современные особенности организации образовательного процесса и практической подготовки обучающихся, внеучебной работы, научно-инновационной деятельности, межвузовского взаимодействия и международного сотрудничества, а также сформулированы основные перспективы развития вуза.

138-148 963
Аннотация

В современных условиях к врачу как специалисту предъявляется большой перечень требований, закреплённых как в ведомственных правовых нормах, так и в правилах общественного поведения. Появление сложной медицинской техники и технологий, изменение моральных и правовых условий в отношениях «врач – пациент» стали одной из причин модернизации системы подготовки медицинских кадров. Особенно это касается сегмента практической подготовки специалиста. Симуляционные технологии в этом смысле должны занять важное место в медицинском образовании, повысив качество и эффективность практико-ориентированной подготовки специалиста, уменьшив риск негативных издержек прежней системы образования в медицинских вузах. Первый опыт внедрения таких технологий в систему подготовки в Ярославском государственном медицинском университете и в стране в целом наряду с очевидными положительными результатами позволил высветить некоторые проблемы, системное решение которых является важной перспективной задачей в рамках продолжающейся реформы медицинского образования.

149-157 711
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы перехода дополнительного профессионального образования на качественно новую систему – непрерывное медицинское образование, что требует не только обновления структуры организации образовательного процесса, но и содержания дополнительных профессиональных программ. Рассмотрена актуальность модификации института повышения квалификации научно-педагогических работников, а также представлено обоснование непрерывного профессионального развития преподавателей.

158-167 469
Аннотация

В статье рассматривается один из эпизодов истории Ярославского государственного медицинского университета – изменение подходов к итоговой аттестации выпускников лечебных факультетов. Автор прослеживает, как на протяжении семи десятилетий, начиная с военного времени, менялся порядок проведения государственных экзаменов, перечень экзаменационных дисциплин, выносимых на итоговую аттестацию, содержание билетов, форма проведения государственных выпускных экзаменов, требования к выпускнику высшего медицинского учебного заведения. Содержание статьи иллюстрируется фотодокументами, наглядно раскрывающими атмосферу экзаменов прошлых десятилетий.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)