Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 11 (2015)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-17 115
Аннотация
В статье рассматриваются предмет предпринимательского образования в системе российского высшего образования и его составные части, анализируются вызовы и проблемы, с которыми сталкиваются российские вузы, заинтересованные в реализации образовательных программ по предпринимательству, дается характеристика подходов в обучении предпринимательству, используемых европейскими, американскими университетами, а также вузами стран «третьего мира» и пока не применяемых в России.
18-27 59
Аннотация
Проведен анализ публикаций сотрудников геолого-геофизического факультета Новосибирского госуниверситета, на примере которого выявлены тенденции изменений в сфере науки и образования в НГУ. Показан многократный рост числа публикаций с опережением общероссийских показателей, что позволило НГУ существенно улучшить свои позиции в международных рейтингах вузов. Высокие результаты объясняются значительной долей преподавателей НГУ, являющихся также сотрудниками Сибирского отделения РАН, которые с 2010-х гг. часто указывают НГУ в качестве дополнительной аффиляции в своих публикациях. Основная часть публикаций, индексируемых в международных наукометрических базах данных, издана в российских переводных журналах, однако намного интенсивнее цитируется небольшая часть работ, опубликованных в международных изданиях. Международное сотрудничество на факультете развито сильнее, чем в среднем по России в науках о Земле. Кроме библиометрических исследований проведен анализ списков выпускников геолого-геофизического факультета НГУ, позволяющий лучше рассмотреть продуктивность образовательной стороны деятельности университета. Показано, что более половины выпускников продолжают заниматься научной деятельностью, а около 21% в ближайшие пять лет после выпуска защищают диссертационные работы.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

28-35 79
Аннотация
Рассматриваются причины происходящих сегодня процессов деформации и депрофессионализации рабочей силы. Обосновывается тезис, что рынок образовательных услуг не соответствует требованиям общества и экономики, отрывается от функционирования рынка труда, препятствуя формированию оптимального варианта структуры занятости в современном обществе. Исследуется парадоксальная ситуация, связанная с увеличением числа выпускников высших учебных заведений и неудовлетворенной потребностью рынка труда в квалифицированных рабочих кадрах. На основе результатов социологического исследования, проведенного на базе Дальневосточного федерального университета, анализируются основные мотивы выбора студентами конкретного направления подготовки, ожидания и намерения относительно их будущей профессиональной деятельности, самореализации и построения карьеры. Текущая ситуация во многом обусловлена влиянием современных установок в отношении образования как социального института, культурой потребления образовательных услуг и дисбалансом спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Показаны проблемы, связанные с рассогласованием структур образования и рынка труда.
36-47 50
Аннотация
Концепция общества знаний является влиятельной парадигмой, определяющей сегодня модернизационные процессы в сфере образования. Развитие интегрированных и сетевых систем становится характерной особенностью института образования исследовательского типа, а изучение их возможностей и конфигураций дает ключ к эффективным формам организации современного образования. В статье представлены результаты теоретической разработки проблемы современной модели ин-ституциализации научного образования исследовательского типа, описывающие структуру учебных сообществ, формы их социальной реализации и системогенез.
47-52 55
Аннотация
В статье проводится анализ поисковых запросов, связанных с получением высшего образования. Метод исследования основан на статистических данных поисковиков, фиксирующих формы запросов на различные ключевые слова. На основе выявления наиболее востребованных запросов формируется семантическое поле «высшее образование» у русскоязычных пользователей Интернета, а также выявляются современные тенденции его восприятия среди пользователей. Основными тенденциями в результате анализа оказываются следующие: среди пользователей отмечается неудовлетворенность высшим образованием, высшее образование в большей степени ассоциируется с дипломом, который можно купить, в качестве альтернативного решения проблемы неэффективности высшего образования пользователями видится получение второго высшего образования. С помощью дополнительных поисковых запросов выявляется аутентичный Интернет-рейтинг университетов, факультетов, кафедр. Поисковые запросы также констатируют превращение различных письменных форм контроля знаний в высшем образовании в коммерческий продукт. В конце статьи даны рекомендации по использованию метода анализа поисковых запросов.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

53-65 177
Аннотация
Статья посвящена анализу основных документов, принятых министрами образования стран-участниц Болонского процесса на встрече в г. Ереване (Армения). Выделены проблемы и вызовы, стоящие перед национальными системами образования на современном этапе развития, приоритеты и обязательства стран по развитию сотрудничества и интеграции в рамках единого образовательного пространства. Особое внимание уделено анализу статистических данных и национальных отчетов по реализации основных задач, поставленных в рамках европейских соглашений на текущее десятилетие. Ключевым фактором обеспечения взаимного доверия и формирования единого пространства в сфере высшего образования является наличие многоуровневой системы гарантии качества: институциональной, национальной, европейской. Автор аргументирует необходимость пересмотра и утверждения новых Стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве (ESG).

EDUCATION ONLINE

66-75 267
Аннотация
Рассматривается ряд направлений развития электронного обучения: использование мобильных устройств, массовые открытые онлайн-курсы, компьютерное моделирование, системы автоматизации профессиональной деятельности, компьютерные игры, концепция SMART-образования, системы управления знаниями. Обсуждаются факторы, стимулирующие применение этих новаций в образовании, позитивные и негативные аспекты их использования. Даются рекомендации по повышению дидактической эффективности этих инноваций.
75-79 87
Аннотация
Рассмотрен исторический аспект информатизации в вузе, отмечена ключевая роль библиотеки в прошлом и утрата этой роли в нынешних вузах. Констатируется снижение востребованности библиотечных услуг в высшем учебном заведении вследствие определенного разрыва между потребностями обучающихся и возможностями информационно-образовательных сервисов вуза (включая электронную библиотеку) их удовлетворить. Изложен опыт создания разработчиками Сибирского федерального университета автоматизированной информационной системы на основе технологии личного кабинета и перспективных библиотечных сервисов.
79-83 63
Аннотация
Статья посвящена проблеме методического обеспечения современного учебного процесса. Автором обосновывается важность самостоятельной подготовки преподавателями электронных курсов, охватывающих все аспекты учебных дисциплин, включая как блоки теоретических сведений, так и модули для практической проработки. Приводится перечень структурных элементов таких курсов и дается обзор возможностей одного из инструментов для их реализации. В обзоре делается акцент на эффективном использовании системы навигации в создаваемых ресурсах, наличии поискового аппарата, интерактивного и мультимедийного наполнения, простоте пользовательского интерфейса. В статье уделяется внимание наиболее важным деталям, касающимся верстки электронных курсов: поддержке кириллической кодировки, импорту содержимого текстовых документов, встроенным средствам редактирования и форматирования, выбору типов медиафайлов, интеграции в готовые курсы уже имеющихся материалов. Подчеркивается, что инструментарий должен позволять создавать качественные дидактические ресурсы преподавателями, имеющими базовые знания в области информационных технологий.

ЮБИЛЕЙ

88-94 29
Аннотация
Статья посвящена организации в МАДИ уровневой системы подготовки кадров на основе компетентностного подхода и модульного принципа построения учебного процесса. Переход на уровневую систему сопровождался введением образовательных программ нового поколения, изменениями в методическом обеспечении учебного процесса, совершенствованием системы контроля качества обучения, налаживанием системы взаимодействия между вузом и работодателями. Особое внимание уделено организации базовых кафедр, реализующих практико-ориентирован-ные образовательные программы и способствующих развитию целевой подготовки. Показаны достижения вуза в создании тестовых систем как средства контроля качества обучения. Освещена международная деятельность МАДИ, в частности, связанная с реализацией Темпус-проекта HDMCuRF и внедрением основной образовательной программы HDM для подготовки магистров.
95-102 30
Аннотация
В данной статье представлены значимые достижения ученых МАДИ, показано их влияние на развитие автомобильно-дорожного комплекса страны. Особое внимание уделено результатам научно-исследовательской деятельности кафедр строительной механики, автомобилей, транспортной телематики, электротехники и электрооборудования.
102-108 72
Аннотация
На примере сотрудничества МАДИ с IGIP анализируются пути вхождения российского инженерного образования в мировое образовательное пространство. Показана роль МАДИ в становлении инженерной педагогики и вклад Российского мониторингового комитета (РМК) IGIP, действующего на базе университета, в создание сети сертифицированных центров инженерной педагогики и в развитие международной интеграции инженерного образования.
108-113 48
Аннотация
Современные методы решения задач в области логистики, перевозок и управления цепями поставок создают принципиально новые возможности для повышения эффективности процессов предприятий. При этом процесс обучения по соот- ветствующим специальностям не всегда отвечает принципу инновационности. В данной статье рассмотрены основные подходы, обеспечивающие процесс обучения по востребованным специальностям и направлениям.
114-118 90
Аннотация
В статье рассматриваются внедряемые в МАДИ проектно-ориенти-рованные методы образования и применяемый в университете системный подход к комплексному развитию личности будущего инженера за счет создания условий, необходимых для разносторонней внеучебной деятельности студентов с учетом их индивидуальных потребностей, особенностей и способностей.
119-126 51
Аннотация
Статье рассматриваются основные направления экспорта образовательных услуг, обсуждаются вопросы целесообразности обучения иностранных граждан с позиции государства и университета. Представлены причины, обусловливающие желание иностранных граждан обучаться в вузах России. Раскрыты основные направления международного сотрудничества МАДИ. Показана специфика обучения иностранных граждан по совместным образовательным программам на примере Вьетнама. Особое внимание уделено академической мобильности студентов и преподавателей.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

127-135 134
Аннотация
С конца сороковых годов прошлого века до 1989 года, который у многих читателей в Польше ассоциируется прежде всего с отменой цензуры, выдающиеся произведения литературы, философии и иные научные труды издавались неохотно и в высшей степени избирательно. Даже сегодня мы по-прежнему стараемся компенсировать те пятьдесят лет коммунистической засухи. Лавина книг, достойных внимания, выплёскивается на тесно заставленные книжные полки в наших домах прямо пропорционально растущему кризису грамотности и инфляции образования. Однако покупка книг и их чтение - далеко не одно и то же. Поэтому современное общество можно разделить на две части в зависимости от того, как люди относятся к книгам. С одной стороны расположится читающее меньшинство - все те, кто читает постоянно, одержимо, непрерывно; с другой же - статистическое большинство тех, кто к книгам вообще не прикасается или же берет их в руки только тогда, когда собирается их купить. В этой статье рассматривается вопрос о последствиях феномена не-чтения книг для культуры. Автора интересует проблема отказа от чтения в широком ее значении. В статье обсуждаются всевозможные разновидности этой проблемы.
136-143 149
Аннотация
В статье автор обращается к философии М.К. Мамардашвили, взятой в аспекте одного из ее центральных понятий, а именно понятия «событие ». Предпринимается попытка рассмотрения особенностей стиля устной философской речи Мамардашвили на предмет соответствия формы содержанию: философская речь как речь о событии сама должна быть событийна. Связкой выступает фраза Л.С. Выготского: мысль не выражается в слове, а свершается в нем. Анализ во многом основывается на концепции внутренней речи у Выготского и идее философского текста как «внутренней речи открытым текстом» В.С. Библера. В статье ставится задача кратко описать, как в устной речи Мамардашвили формой не доказывается, а показывается мысль. Философия, таким образом, являет себя как предельно честное по отношению к самому себе мышление, где "как" должно отвечать "что". Мамардашвили не только высвечивает проблему события мысли, но и являет это событие нам.
144-149 53
Аннотация
Проблемой для гуманитарных наук остается метафорическое понимание и применение процедур измерения. В статье предпринят обзор примеров таких подходов и предложен вариант решения проблемы.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

150-154 39
Аннотация
В статье рассматривается содержание таких ключевых категорий профессионального образования бакалавра по направлению «Педагогическое образование», как фундаментализация, практическая направленность, гармонизация. В качестве средства гармонизации, фундаментализации и практической направленности профессионального образования рассматривается методическое мышление.
154-158 57
Аннотация
Статья посвящена вопросам формирования творческой профессиональной личности современного специалиста в процессе обучения иностранному языку для профессионального общения в неязыковом вузе. На примере организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов неязыкового вуза в рамках курса иностранного языка для профессионального общения автор демонстрирует возможные этапы диалектического перехода от самостоятельной работы к самостоятельной творческой деятельности обучающихся, определяет необходимые условия эффективности процесса формирования творческой самостоятельности будущего специалиста.
159-162 58
Аннотация
Целью статьи является описание курса «Автономная информационно-образовательная деятельность в Интернет-пространстве». Ключевыми умениями, развиваемыми в ходе изучения данного курса, являются: 1) умения самоорганизации учебно-познавательной деятельности и 2) умения взаимодействия с сетевой информацией. Одним из основных инструментов формирования и одновременно контроля их уровня является «План действий » по достижению поставленной самими студентами познавательной цели. К необходимым компонентам плана относятся: чётко сформулированная цель, задачи, указывающие на то, что должно быть сделано и кто будет исполнителем, ресурсы, реалистичные даты начала и завершения плана, потенциальные препятствия. Реализации поставленных задач способствуют такие виды учебной деятельности, как рефлексивная практика, интерактивные формы работы в аудитории и на дистанционной платформе Sakai, а также проектная деятельность.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)