№ 2 (2016)
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
5-14 465
Аннотация
Целью настоящей статьи является представление методики мониторинга взаимодействия бизнес-сообщества со сферой высшего образования на уровне региона. Задача мониторинга - выявление активных участников такого взаимодействия для последующего использования собранных данных при формировании политики поддержки органами государственного управления и объединениями предпринимателей эффективных моделей партнерства «государство - бизнес - образование». Мониторинг проводился в отношении предприятий и вузов Воронежской области в мае-июне 2015 г. (со сбором данных за предыдущий 2014 год). В качестве метода исследования применено анкетирование региональных вузов с последующим построением частных рейтингов и сводного рейтинга предприятий по степени их вовлеченности в сферу высшего образования с учетом спектра и значимости форм взаимодействия. Обработка данных включала предварительную верификацию и учитывала погрешность измерений. Итоговое ранжирование производилось по комплексному бинарному критерию. В результате исследования получена статистика распространенности конкретных форм взаимодействия вузов и предприятий; выделены группы компаний, оказывающих существенное влияние на систему высшего образования региона. Полученный рейтинг предприятий используется органами государственной власти и Торгово-промышленной палатой Воронежской области, служит основой для проведения аналогичных исследований в других регионах и прототипом для разработки методики мониторинга взаимодействия предприятий с учреждениями среднего профессионального образования. Впервые оценены масштабы и фактическая распространенность конкретных форм взаимодействия российского бизнес-сообщества с системой высшего образования. Полученные результаты могут быть интересны исследователям функционирования «тройной спирали» (партнерства государства, бизнеса и образования) в российских условиях, а также составителям рейтингов высших учебных заведений.
15-27 340
Аннотация
В статье рассматривается подход к проектированию содержания образовательной программы по предпринимательству в бакалавриате и ее наполнению учебными курсами и профилями, а также примерный перечень учебных курсов, необходимых для формирования у учащихся компетенций для занятия предпринимательством на профессиональной основе. Поднимаются вопросы об условиях реализации таких программ в вузах: требования к учебникам по курсам, к педагогическому составу, к практикам студентов и к инфраструктуре обучения предпринимательству в бакалавриате.
Наталия Сергеевна Голикова,
Вадим Владимирович Тарасов,
Иван Иванович Краснюк,
Елена Фёдоровна Савосина
28-37 450
Аннотация
Динамичное развитие фармацевтической отрасли в Российской Федерации тесно связано с подготовкой квалифицированных кадров, что, в свою очередь, требует модернизации образовательных программ высшего профессионального образования. Сравнительный анализ области, объектов и видов профессиональной деятельности, профессиональных задач провизора, представленных в действующем федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ВПО 3) и ФГОС ВО 3+ по специальности 33.05.01 «Фармация», позволяет выявить основные тренды российского фармацевтического образования. Образовательные программы, разработанные и реализуемые образовательными учреждениями высшего профессионального образования, должны отвечать требованиям, предъявляемым работодателями к выпускникам с учетом перехода отечественной фармацевтической отрасли на международные стандарты.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
38-45 503
Аннотация
В статье автором высказывается ряд идей и предложений, связанных с подготовкой кадров в магистратуре. Рассматривается ситуация, когда в аудитории оказываются студенты, имеющие весьма разный уровень подготовки, в том числе поступающие в экономическую магистратуру, но не имеющие базового экономического образования. Предлагаются решения этой проблемы, реализация которых находится в компетенции как вуза, так и преподавателя. Анализируется ситуация, связанная с попыткой формирования государственных экзаменационных комиссий полностью из числа лиц, относящихся к представителям работодателей или являющихся членами профессиональных объединений. Обсуждаются многочисленные проблемы, которые могут возникнуть в случае развития такого сценария.
46-53 381
Аннотация
Предмет исследования настоящей работы - совершенствование подготовки магистров в инженерной области. Приведен обзор существующих подходов к магистерской подготовке, определены особенности инженерной магистратуры, предложена модель двухуровневой подготовки, основанная на обязательной преемственности бакалаврских и магистерских программ. Для реализации этой модели разработан алгоритм формирования и построения иерархии компетентностных портретов выпускников бакалавриата и магистратуры, которые определяют структуру и содержание соответствующих программ.
54-60 293
Аннотация
Статья посвящена анализу опыта работы в магистратуре. Из возникающих в процессе этой работы проблем автором выделен вопрос о том, как магистранты стимулируют непрерывное самообразование преподавателя.
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
61-67 237
Аннотация
Анализируется место российских социально-гуманитарных журналов в базе данных Scopus, рассматривается ситуация с лакуной отечественных изданий по образовательной проблематике, что не соответствует декларируемому указанной базой данных принципу географической диверсификации. В особенности подчеркивается необходимость присутствия и индексации в Scopus статей, посвященных проблематике отечественного высшего образования, на которое равнялись и равняются во многих странах мира; при этом теоретики российского высшего образования известны своими исследованиями, ряд которых носит опережающий характер.
ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА
68-74 327
Аннотация
В статье дано теоретическое обоснование необходимости совершенствования довузовской ступени обучения для реализации инновационного подхода к подготовке инженерных кадров в идеологии CDIO. Довузовская подготовка абитуриентов рассматривается как начальный этап повышения качества инженерного образования. Анализируются причины неготовности школьников к выбору инженерных профессий и обучению на инженерных направлениях подготовки. Предлагаются возможные пути решения обозначенной проблемы через специальным образом организованный образовательный процесс, реализуемый совместными усилиями университета, средних школ и/ или межшкольных образовательных учреждений дополнительного образования. Описывается опыт реализации на базе Сибирского федерального университета специализированного профориентационного курса «Инженерия» для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных школ г. Красноярска. Приводятся проблемы, которые были выявлены в процессе реализации курса и возможные пути их решения. Решение выявленных проблем позволит совершенствовать учебный процесс в рамках специализированного профориентационного курса «Инженерия» и в целом будет способствовать повышению качества подготовки инженерных кадров в идеологии CDIO.
75-82 401
Аннотация
Предлагается решение проблемы повышения качества математического образования будущих бакалавров инженерных направлений подготовки. Изучается влияние, которое оказывает идеология CDIO на обучение математическим дисциплинам студентов инженерного вуза, в частности, указано, какие акценты с позиций международных стандартов CDIO необходимо расставить при реализации концепции обучения математике на основе полипарадигмального подхода, отвечающего требованиям стандартов ФГОС ВО 3+. Пробелы при определении качества математической подготовки будущих бакалавров инженерных направлений, возникшие в стандартах ФГОС ВО 3+, предложено заполнить дополнительными компетенциями, разработанными на основе стандартов инициативы CDIO. Показано, какие особенности в рамках идеологии CDIO должны иметь контекстное обучение, междисциплинарная интеграция, проектно-внедренческая и рефлексивно-оценочная деятельность студентов, их командная работа в процессе обучения математическим дисциплинам в условиях использования модульной веб-ориентированной обучающей среды Moodle.
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
83-88 270
Аннотация
В статье апробируются критерии сравнения размещаемых вузами в Интернете сведений об их партнёрских сетевых сообществах. В качестве анализируемых материалов привлекаются самопрезентации Массачусетского технологического института, Кембриджского университета и Имперского колледжа Лондона. В ходе анализа внимание акцентируется на особенностях презентации вузами: 1) своих партнёров по сети, 2) взаимодействий с партнерами, а также 3) перспектив развития соответствующих сетевых сообществ. Обращение к используемым критериям признается эффективным, поскольку они позволяют успешно выявить общие черты и различия в способах представления рассматриваемыми вузами своих партнёрских сетей.
89-95 655
Аннотация
Рассматривается проблема проведения занятий в медицинском вузе с применением активных форм обучения, в частности, посредством метода кейс-анализа. Представлена методологическая основа метода кейс-стади. Предложен алгоритм проведения занятия с применением современных классификаций учебных медицинских кейсов. Обозначена последовательность этапов продуктивной деятельности студента в условиях проблемной клинической ситуации. Наглядно продемонстрированы этапы создания кейса как творческого процесса работы преподавателя. Акцентуированы возможности метода кейс-технологий для организации проблемно-ситуативного обучения с целью формирования субъектной позиции будущего клинициста.
96-100 323
Аннотация
Рынок труда постоянно изменяется. Эти изменения распространяются и на потребности отраслей экономики в профессионально-кадровой структуре, и на уровни подготовки специалистов, участвующих в экономических процессах. Важнейшей задачей российского высшего образования является удовлетворение потребностей экономики в высококвалифицированных кадрах, путем повышения конкурентоспособности и мобильности выпускников на рынке труда.
ЮБИЛЕЙ
108-114 379
Аннотация
В статье рассматривается динамика развития научно-исследовательского и инновационного потенциала Белгородского государственного национального исследовательского университета в последние годы; представлены основные достижения вуза в научной и инновационной сферах; обобщен опыт и приведены примеры эффективной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности научных подразделений НИУ «БелГУ» в рамках проектной интеграции с хозяйствующими субъектами страны и региона. Особое внимание авторы уделяют становлению НИУ «БелГУ» как исследовательского университета предпринимательского типа, предполагающему наращивание научно-исследовательского потенциала вуза, в приоритетном порядке - в области материаловедения, живых систем и инфокоммуникационных технологий, а также формирование эффективной инновационной экосистемы.
Александр Васильевич Маматов,
Александр Николаевич Немцев,
Юлия Михайловна Мельник,
Оксана Юрьевна Жидких,
Марина Александровна Бондарева
115-120 346
Аннотация
В настоящее время происходит множество процессов, касающихся существенного изменения современной российской системы высшего образования. Данная статья посвящена опыту реализации практико-ориентированного обучения в вузе. Адаптация образовательных программ университета к новым образовательным и профессиональным стандартам, к требованиям работодателей обеспечивается через стратегическое партнерство с ключевыми работодателями города и региона, а также с профессиональными сообществами в сфере разработки квалификационных требований к выпускникам.
121-126 371
Аннотация
Рассмотрены основные аспекты международной деятельности Белгородского государственного национального исследовательского университета, направленной на повышение уровня его интернационализации. Решению поставленных задач способствовало внедрение в НИУ «БелГУ» программных мероприятий по трем основным направлениям: 1) расширение экспорта образовательных услуг с целью привлечения иностранных граждан для обучения в университете; 2) разработка и реализация совместных образовательных программ и проектов с зарубежными партнерами; 3) поддержка и развитие двусторонней академической мобильности студентов и преподавателей. Приведены данные о контингенте иностранных обучающихся, объемах академической мобильности студентов и преподавателей, а также о взаимодействии с зарубежными вузами-партнерами по реализации совместных образовательных программ. Важным инструментом интернационализации является реализуемая в вузе программа иноязычного образования.
127-131 285
Аннотация
В статье рассматривается системный подход к формированию социокультурной среды Белгородского государственного национального исследовательского университета, представлены базовые компоненты модели личности выпускника университета, основные направления и формы воспитательной деятельности. Раскрываются важные аспекты здоровьеориентированной образовательной системы вуза.
132-136 251
Аннотация
В статье рассматривается проблема разработки теории и практики социальных технологий на примере научной школы, сформировавшейся в Белгородском государственном национальном исследовательском университете. Анализируются основные итоги научных исследований, определяются трудности научно-теоретического, социокультурного и практического характера.
136-141 311
Аннотация
В статье анализируются функциональные возможности конвергентных масс-медиа в современном информационном пространстве и в корпоративных (университетских) средствах массовой информации. Автор рассматривает проблемы создания конвергентной редакции СММ, анализирует влияние конвергенции в масс-медиа и общественных процессах на имиджевое позиционирование объекта в современном информационном пространстве.
EDUCATION ONLINE
142-147 1240
Аннотация
Выявление причин, тенденций и перспектив трансформации образования важно для выработки правильной стратегии развития образования в России. Видимые тенденции позволяют утверждать, что нынешний этап является переходным. Проведено сравнение классической, дистанционной и виртуальной систем обучения. Определены роли, задачи и результаты деятельности участников процесса обучения. Активное внедрение информационных технологий в процесс обучения потребляет значительные ресурсы всего общества. Недостаточная оценка важности развития технологий виртуальных обучающих систем может привести к потере стратегического преимущества в развитии всей системы образования в России. Применение технологий виртуальной реальности позволит повысить эффективность обучения в десятки раз. Обоснована необходимость формирования стратегии приоритетного развития виртуального, а не дистанционного обучения. Выявлены социальные, педагогические, научные и технические проблемы развития виртуальных обучающих систем.
148-154 285
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы и перспективы использования e-Learning в условиях педагогического вуза. В качестве одного из способов повышения эффективности обучения при подготовке педагогических кадров предлагается шире использовать смешанное обучение (blended learning), совмещающее цифровую и традиционную формы обучения, усилить лабораторно-практическую составляющую, с опорой на междисциплинарные связи и информационные технологии. Это предполагает формирование у выпускников такой важной компетенции, как готовность к организации образовательного процесса в средних школах и технических колледжах с применением интерактивных технологий.
РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ
ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)
ISSN 2072-0459 (Online)