Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 2 (2017)

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-14 47
Аннотация
В связи с ускоряющимся научно-технологическим развитием и необходимостью реализации системы опережающего образования появляются новые аспекты профориентационной работы в школе и в вузе. В статье описываются формы такой работы, основанные на опыте Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского: университетский кластер образования, университетская школа, университетский «Парк науки», студенческий форум «Карьера+», проекты «Траектория успеха», «Школа карьерного роста», «Малая академия государственного управления». Охарактеризован вклад ННГУ в российское олимпиадное движение школьников, в программы поддержки одаренных детей и др. Отмечается, что реализация подобных проектов, вовлекающих студентов и школьников, в том числе из других регионов, предполагает массовое участие в них партнеров-работодателей. Возникающая при этом масштабная, динамически меняющаяся сеть проектных взаимодействий, центром которой является университет, требует выработки новых форм управленческой культуры.
15-23 89
Аннотация
Модель «тройной спирали» предполагает конвергенцию университетов, бизнеса и правительства путём установления новых социальных форматов для производства, передачи и применения знания в целях формирования «экономики знаний» . Модель охватывает не только естественную инновационную динамику (Шумпетер, 1942), но также и творческое возобновление, которое возникает в каждой из трех включенных в модель сфер: научно-образовательного сообщества, бизнеса и государства, а также при их «двойных » пересечениях, например, научно-образовательного сообщества и бизнеса, государства и бизнеса, государства и научно-образовательного сообщества. Проблема взаимодействия государства, бизнеса и научно-образовательного сообщества актуализируется на базе признания системного отставания социально-экономического развития России от других стран, подтверждаемого весьма скромными позициями, занимаемыми Россией в различных международных рейтингах. Предлагается возможный путь решения этой проблемы в формате «социального треугольника действия»: государственно-частное партнерство при реализации инвестиционных проектов, использование модели «тройной инновационной спирали» при реализации инновационных проектов и кадровое обеспечение на базе профессиональных образовательных стандартов нового поколения.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

26-35 70
Аннотация
Статья посвящена методологии анализа состояния современного высшего образования. Выделены две основные дескриптивные критические стратегии: трансцендентная и имманентная. Имманентная стратегия реализуется в двух формах: «реалистической» и «лингвистически опосредованной» критики, каждая из которых связана со специфическим определением образовательной ситуации. Определение образовательной ситуации выступает базовым условием организации педагогического порядка, его событийности и практических следствий. Обосновывается необходимость критики языка бытующей педагогики высшей школы.
36-44 67
Аннотация
В работе обсуждается проблема падения престижа профессии «преподаватель высшей школы», ученых степеней и ученых званий. Выявлены основные причины понижения престижа ключевых составляющих качества образовательной среды высшей школы. Отмечается медленное повышение социального статуса педагогических и научных работников образовательных и исследовательских организаций. Особо подчеркивается повышение сложности и увеличение многообразия видов деятельности преподавателя высшей школы.
45-51 47
Аннотация
При анализе требований к преподавательской деятельности выявлены проблемы, связанные с различными факторами, в том числе: с новым нормативным обеспечением образовательной программы, несвоевременным получением информации, с изменениями типа и вида деятельности обучающихся и др. Намечены и классифицированы некоторые пути совершенствования деятельности преподавателя высшей школы, обозначенные как система «3К», обеспечивающие повышение эффективности образовательного процесса и взаимодействия с обучающимися с целью формирования их практического опыта.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

52-62 53
Аннотация
В работе предпринята попытка анализа социального взаимодействия студентов с помощью методов математического моделирования сетей, основанных на теории графов и статистике. Для иллюстрации методов было проведено исследование личных страниц студентов очной формы обучения Владимирского филиала Российского университета кооперации в социальной сети «ВКонтакте ». Предложенный подход позволил определить студентов с развитыми социальными компетенциями, высоким уровнем самосознания и вышедших в своем интеллектуальном развитии на уровень субъекта познания и деятельности. Специально организованная преподавателем деятельность таких студентов позволит повысить эффективность обучения и воспитания в условиях высшей школы.
63-69 77
Аннотация
В статье рассмотрены итоги реализации «дорожной карты » Правительства РФ в отношении повышения оплаты труда работников вузов. Показано, что в 2016 г. нормативный параметр составлял 123% по сравнению с намеченными в 2017 г. 200%. Даны оценки необходимых финансовых дотаций для выхода на установленный норматив и обоснована их нереалистичность в нынешних условиях бюджетного дефицита. В связи с этим делается вывод, что рост зарплаты работников вузов будет происходить за счет их сокращения, а это в условиях нынешней модели образования порождает так называемую ловушку аудиторных часов, которая не позволяет при таком развитии событий сохранить качество образования. Для преодоления сложившейся ситуации предлагается внедрить новую модель высшего образования, которая предполагает совмещение традиционной системы аудиторной нагрузки и системы дистанционного образования.
70-77 156
Аннотация
Мотивация получения высшего образования оказывает существенное влияние на освоение студентами профессиональных компетенций. Цель работы -выявление основных мотивов получения высшего образования и анализ динамики мотивации от первого курса к выпускному. Исследование проводилось методом прямого ранжирования заданных мотивов. Ведущими мотивами получения высшего образования как у первокурсников, так и у выпускников являются: обеспечение себе хорошего материального положения в будущем и возможность стать хорошим профессионалом. Наименее значимы для обеих категорий респондентов такие мотивы, как свободная студенческая жизнь и получение диплома как документа. За время обучения в вузе значительно возрастает субъективная важность мотивов повышения своего общекультурного уровня и возможности выработать собственное мировоззрение; падает значимость мотивов «стать уважаемым человеком, повысить свой социальный статус» и «стать руководителем и иметь власть».

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

78-85 39
Аннотация
Рассматривается эволюция требований к учебно-методическому обеспечению образовательной деятельности высшей школы. Цель исследования - характеристика эволюции учебной программы (функционального назначения, структуры, использования, издательского воплощения) в контексте изменения требований к организации и содержанию высшего образования в России. Сделан вывод, что общим вектором развития системы учебно-методического обеспечения становится отказ от регламентации содержания изучаемых дисциплин при формализации требований к структуре рабочей программы дисциплины (РПД). Таким образом достигается согласование всех элементов в единое целое. Данный процесс приобретает особое значение при разработке и имплементации актуализированных ФГОС ВО.
86-92 48
Аннотация
В статье представлен опыт использования метода взаимного рецензирования в обучении студентов вуза. Одним из распространённых определений взаимного рецензирования является «взаимная оценка» и «оценка коллег». Peer review используется в различных сферах, в том числе в образовании (особенно дистанционном, online). На основе рецензий, подготовленных студентами после освоения курса «Социология занятости», проанализированы возможности и ограничения применения данного метода. Позитивный эффект peer review в организации самостоятельной работы может снижаться трудоемкостью его реализации. Автором предложены рекомендации по внедрению взаимного рецензирования в практику преподавания и организации самостоятельной работы студентов вуза.
93-98 41
Аннотация
Раскрыто содержание практической подготовки студентов технического вуза. Показана недопустимость акцентирования внимания на формировании у студентов исключительно профессиональных компетенций в ущерб всем остальным, что негативно сказывается на качестве подготовки выпускников и их конкурентоспособности на рынке труда. Предложено рассматривать практическую подготовку студентов как комплекс учебных занятий в форме контактной работы обучающихся с преподавателем и самостоятельной работы обучающихся, охватывающий не только учебную и производственные практики, но и занятия семинарского типа, а также курсовое проектирование, причем по всей линейке учебных дисциплин учебного плана, а не только по специальным. Проанализированы некоторые трудности организации практической подготовки студентов и причины их возникновения. Рассмотрен вопрос об инновационных формах организации полноценной «поликомпетентностной » практической подготовки студентов технического вуза. Даны конкретные рекомендации по эффективному использованию их потенциала.

EDUCATION ONLINE

99-109 88
Аннотация
В рамках дискуссии о влиянии массовых онлайн-курсов на систему высшего образования анализируются вопросы, решение которых позволит преодолеть главную проблему МООК, а именно снижение мотивации обучающихся к изучению курса. Обосновывается роль МООК в системе высшего образования на примере курса по академическому письму «Научная коммуникация» (Scholarly Communication), который входит в состав специализации «Английский язык для научно-исследовательских публикаций » (English for Research Publication Purposes), размещенной на международной платформе массовых онлайн-курсов Coursera. Обсуждаются возможные критерии и формат аналитики онлайн-курса на основе статистических данных мониторинга контингента студентов, записанных на курс «Научная коммуникация» (Scholarly Communication). Выявлены резервы повышения мотивации участников онлайн-курсов на платформах МООК, а также предложены пути решения данной проблемы.
110-117 33
Аннотация
Цель исследования состоит в выявлении стратегических форм организации научного творчества студентов в виртуальной среде. Методами исследования стали анализ информации о достоинствах и недостатках интернет-сервисов и обобщение практики использования ИКТ в организации научно-исследовательской работы студентов. Основные результаты работы представлены в позиционировании научного творчества студентов как социально значимой нормы и важного компонента профессиональной подготовки в вузе, которая способствует личностному и профессиональному развитию обучающихся. Обоснованно доказана актуальность организации научного творчества студентов с использованием мощного потенциала современных ИКТ и интернет-технологий в условиях всеобщей информатизации образования. Сделан вывод о возможности диверсификации научно-исследовательской деятельности студентов в онлайн-пространстве интернет-технологий за счет использования функционала научных социальных сетей, блогов, тематических форумов, интернет-конференций, онлайн-семинаров, вебинаров, чата, электронной почты, мультимедийных технологий, прямых контактных технологий, электронных и гибридных журналов, институциональных репозитариев, электронных препринтов, персональных страниц в сети, наукометрических баз данных, электронных каталогов библиотек, научных электронных библиотек. Все перечисленные инструменты могут эффективно использоваться в работе со студентами.

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

125-132 17
Аннотация
В статье рассматриваются теоретико-методологические основания исследовательских практик, применяемых при изучении советского периода истории России. Раскрываются методы исследования советской действительности и каналов её воздействия на современность. В контексте методологических размышлений определено влияние символов советской эпохи на современную российскую повседневность. В работе сделан вывод: говорить о возвращении России в советское прошлое нельзя. Просто сформировалась некая стилистическая модель подобного возвращения на уровне имитации.
133-140 24
Аннотация
Стратегическое развитие РГГУ ориентировано на потребности и запросы российского общества и государства, а также на междисциплинарные инновационные подходы, которые набирают силу в мировом гуманитарном знании. Иными словами, научная миссия РГГУ реализуется на нескольких уровнях: 1) межуниверситетском; 2) в системе гражданских и общественных ориентиров; 3) в гуманитарных контекстах российской и мировой науки. Представлена модель научной эффективности РГГУ, включающая три блока задач: 1) институциональный, нацеленный на создание эффективной научной структуры и внедрение квалификационного профиля научного сотрудника, а также на создание условий для научных исследований профессорско-преподавательского состава; 2) междисциплинарные научные проекты и международные исследования; 3) просветительская миссия РГГУ по сохранению интеллектуальных традиций и исторической памяти, укреплению ценностных ориентиров России и достижений отечественной культуры и науки.
141-149 11
Аннотация
В статье рассматривается филология как научный и образовательный проект, реализуемый в Институте филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета. Важнейшим импульсом к созданию и последующему развитию филологического образования в РГГУ стала идея о плодотворности сравнительно-исторического (компаративистского) подхода к содержанию учебного процесса и к питающей это содержание научно-исследовательской работе, о необходимости актуализации логики «общего и особенного » при формировании представлений о развитии культуры и цивилизации. Институционализация компаративистики в качестве сквозной специализации - не только для филологов, но и для историков, переводчиков, театроведов и киноведов - за прошедшие годы доказала свою эвристическую ценность и образовательную эффективность.
150-156 23
Аннотация
Статья посвящена роли современного гуманитарного университета в реализации важных задач в области просветительства, социальной поддержки, в осуществлении политики «мягкой силы» России, анализу потенциала современного университета в деле развития публичной дипломатии. Особый акцент авторы делают на взаимодействии современного университета с органами государственной власти и межгосударственными объединениями на евразийском пространстве; представлен опыт РГГУ в этой области.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

157-168 69
Аннотация
На основе архивных материалов и литературных источников рассматриваются вопросы участия студенческой и учащейся молодёжи в событиях Первой русской революции 1905-1907 гг. В центре исследования - процессы становления и развития студенческого и ученического самоуправления, изменение характера требований молодёжи в области государственного и академического устройства, предложения относительно демократизации системы образования.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)