НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В контексте реформирования российского высшего образования политика объединения университетов рассматривается как один из инструментов повышения его
конкурентоспособности. Между тем влияние процессов объединения университетов на
конкурентоспособность их образовательной деятельности до сих пор не подвергалось спе-
циальному исследованию. Цель данной публикации заключается в обосновании ключевых
аспектов взаимосвязи объединения университетов с их конкурентоспособностью для раз-
работки практических рекомендаций по управлению процессом объединения вузов.
В качестве эмпирической базы исследования использовались опубликованные данные о
ведущих вузах России, испытавших объединительные процессы (федеральные университе-
ты, университеты Проекта 5-100, национальные исследовательские университеты, опор-
ные университеты «первой волны»). Методическая основа исследования – обобщение,
сравнение, абстрагирование, прогнозирование; методы эмпирического исследования: опрос
фокус-групп, контент-анализ web-сайтов вузов, экспертное оценивание, кейс-метод. Рас-
смотрены теоретико-методологические основы конкурентоспособности вуза в условиях
модернизации высшего образования, факторы, влияющие на конкурентоспособность обра-
зовательной деятельности вуза.
Проведён анализ результатов объединения вузов, освещена специфика объединительных
процессов как инструмента развития высшего образования в России. Определены ключевые
аспекты взаимосвязи объединения вузов и их конкурентоспособности с учётом положи-
тельных и отрицательных эффектов, возникающих вследствие объединения. Предложены
практические рекомендации по управлению процессом объединения вузов с целью повышения уровня конкурентоспособности их образовательной деятельности.
Результаты проведённого исследования свидетельствуют о наличии прямой взаимос-
вязи между объединением вузов и конкурентоспособностью их образовательной деятель-
ности. При этом следует отметить преимущественно положительное влияние объедини-
тельных процессов на образовательный потенциал укрупнённого вуза.
ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
УНИВЕРСИТЕТ И РЕГИОН
ПЕДАГОГИКА: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
Этот текст – попытка разработки неантропоцентристской педагогики. В её
рамках развивается тезис о необходимости переосмысления онтологии образования, импли-
цированной антропоцентристским способом мышления о социальном. Посредством обраще-
ния к постгуманизму, исследованиям науки и технологий (STS – science and technology studies),
к акторно-сетевой теории (АNТ) предлагается такой тип мышления об образовательной
онтологии, который позволяет показать относительность, сложность и гибридность акто-
ров, вписанных в самый базовый (и не только) уровень существования образования.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Статья посвящена описанию и анализу педагогического опыта активизации
познавательной деятельности обучающихся технического вуза посредством интеллекту-
альных игр-состязаний (игры в парах, командные игры) в рамках гуманитарных дисциплин
«Русский язык и культура речи» и «Риторика». Особое внимание при описании технологии
игр уделяется педагогическим нюансам, которые необходимо учитывать преподавателю
для достижения максимального результата учебно-игровой деятельности. На основе опи-
санного опыта делаются выводы о богатых возможностях использования игр-состязаний
в образовательном процессе высшей школы. Правильно организованная игра позволяет
создать на занятии благоприятный для обучения эмоциональный фон, установить психо-
логический контакт между всеми участниками общения. В ситуации игры мобилизуются
интеллектуальные силы обучающихся. Формы групповой работы развивают у студентов
коммуникативные навыки, а также формируют востребованное временем умение рабо-
тать в команде, достигать взаимопонимания, осознавать ценность каждого члена группы.
Важным достоинством игровых форм является то, что их можно использовать на всех
этапах обучения – от введения нового материала до контроля приобретённых знаний, уме-
ний и навыков. Яркие эмоции, которые испытывают студенты в ходе игры, повышенная
ответственность за её результат способствуют лучшему усвоению учебного материала,
что подтверждается контрольными тестами.
ISSN 2072-0459 (Online)