Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 8-9 (2017)

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-21 120
Аннотация
В Сколковском институте науки и технологий (Сколтехе) разработан и реализован авторский курс «Pedagogy of Higher Education» на английском языке для подготовки аспирантов к педагогической деятельности в высшей школе в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и ФГОС ВО. Особенностью курса является его ориентация на национальные и международные стандарты высшего образования. Курс имеет практическую направленность на создание образовательных ресурсов для использования аспирантами в период педагогической практики. Приоритет курса - высшее инженерное образование. (Основными требованиями к образовательным ресурсам, создаваемым в рамках курса, являются: использование результатов научных исследований аспирантов и применение проблемно-ориентированных методов обучения. В статье приводятся структура и содержание курса, а также результаты его освоения аспирантами Сколтеха в 2016 г. С учётом опыта апробации курса «Pedagogy of Higher Education» разработан курс «Практическая педагогика высшей школы» на русском языке для реализации в Томском политехническом университете в режиме on-line в 2017 г.
22-31 116
Аннотация
В статье представлено современное понимание целей участия Российской Федерации в Болонском процессе и Европейском пространстве высшего образования (ЕПВО). В настоящее время в качестве основной цели рассматривается повышение международной конкурентоспособности российского высшего образования, в том числе для решения задачи развития экспорта образовательных услуг. Авторами представлен ретроспективный обзор публикаций по тематике Болонского процесса и реформирования системы высшего образования России; прослежена эволюция взглядов на проблему с учётом изменения подходов к идентификации российской высшей школы в международном контексте (от декларативных постулатов к использованию критериев, применяемых в признанных международным сообществом системах ранжирования университетов); дана информация об участии России в органах управления ЕПВО с 2015 года.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

32-42 97
Аннотация
Статья представляет собой размышление о методологическом статусе инженерной педагогики, т.е. носит проблемно-рефлексивный характер. В статье на основе материалов, опубликованных в журнале «Высшее образование в России», инженерная педагогика анализируется в трёх измерениях (с трех позиций), а именно: 1) как педагогическая технология, реализующаяся в практической деятельности преподавателя высшей технической школы; 2) как учебная дисциплина, преподаваемая в магистратуре и аспирантуре инженерного вуза, а также на курсах повышения квалификации, нацеленная на профессиональную подготовку и повышение квалификации преподавателя технического университета; 3) как область научного исследования (и соответствующая научная специальность). Такой подход к анализу инженерной педагогики позволяет системно и разносторонне определить и рассмотреть ее цели и задачи. Деятельность преподавателя технического вуза обеспечивается компетенциями разного рода - педагогическими, методическими, исследовательскими. Работая в области инженерной педагогики и воплощая ее принципы в своей практической работе, научно-педагогический работник технического университета выступает одновременно и как преподаватель, и как методист, и как ученый - в единстве и противоположности этих позиций. Статья носит постановочный характер, авторы приглашают коллег к дискуссии.
43-49 57
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы современного нефтегазового образования в Российской Федерации. Предложена комплексная модель методической системы обучения нефтегазовому делу, в большой степени ориентированная на работодателя. Особенностью предлагаемой методической системы обучения является внедрение проблемно-ориентированной модели обучения с использованием инновационных образовательных технологий, организация реальных и виртуальных пространств общения между студентами и преподавателями, а также экспертная поддержка и организация центров отработки стандартных навыков. Рекомендуемая модель позволит уменьшить дисбаланс между требованиями нефтегазовых компаний к квалификации выпускников и содержанием образовательной программы по направлению «Нефтегазовое дело».

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

50-56 58
Аннотация
Статья посвящена сравнению посещаемости занятий при разных формах организации обучения: традиционной и смешанной. Анализ литературы показывает, что посещаемость аудиторных занятий связана с академической успеваемостью студентов. Полученные автором данные о посещаемости семинарских занятий студентами 4-го курса биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова были обработаны математическими методами. Автором была проанализирована посещаемость студентов, проходивших обучение в традиционной форме обучения (т.е. очные аудиторные семинарские занятия сопровождались выполнением самостоятельной работы на бумажном носителе), и посещаемость при смешанной форме обучения (т.е. очные аудиторные занятия сопровождались выполнением самостоятельной работы на специально созданном учебном вики-сайте). Результаты исследования показывают, что смешанная форма обучения в большей мере, чем традиционная, способствует формированию высокого уровня посещаемости при прочих равных условиях.
57-63 44
Аннотация
Летние школы университетов являются элементом траектории life learning, составляющей карьеры и формой организации досуга, способствуют получению новых знаний, навыков, компетенций по основной и другим специальностям, развивают междисциплинарные направления. Позволяют вовлекать студентов в научно-исследовательскую работу и дают навыки практической деятельности. Мероприятия школы позитивно влияют на развитие корпоративной культуры, создают среду взаимодействия коллег, преподавателей и обучающихся в различных формах обучения-общения. Школы способствуют созданию региональной и международной сети профессионалов по интересам. В процессе личного общения создаётся особая академическая среда. Школа становится визитной карточкой, брендом вуза, создаёт позитивный имидж университета. Способствует реализации социальной миссии университета, укрепляя связи с общественностью.
64-72 47
Аннотация
В статье представлены результаты социологического исследования роли студентов университетов в формировании культурно-образовательного пространства уральского мегаполиса. Раскрыты социокультурная, кадровая, экономическая, управленческая, имиджевая функции университетов. Показана взаимосвязь ресурсности крупного города и ресурсности студенчества - ключевой образовательной общности вузов. Эмпирической базой статьи являются материалы фокус-групп и анкетного опроса, проведенных среди студентов вузов г. Екатеринбурга. Цель статьи - раскрыть возможности и проблемы интеграции студенчества как образовательной общности в структуру городского сообщества. Задачей исследования было выявление мнений студентов о значении вузов и вузовских общностей в жизни городского сообщества; степени информированности студентов о культурно-образовательных ресурсах города; особенностей позиционирования вузов в пространстве городской жизни.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

74-99 20
Аннотация
14 марта в рамках1 Гуманитарных чтений РГГУ состоялся круглый стол журнала «Высшее образование в России» на тему «Социально-гуманитарная статья: эпистемологический и культурно-исторический ракурс».

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

100-107 73
Аннотация
В статье рассматривается влияние интерференции на появление ошибок в англоязычном академическом письме студентов технических факультетов. Приводится краткая характеристика видов интерференции и ошибок, анализируется влияние грамматической интерференции на возникновение различных ошибок при овладении письменным английским языком. Среди коммуникативно значимых ошибок выделяются те, котор^се связаны со структурой английского предложения и порядком слов, с видовременной системой английского глагола в активном и пассивном залогах, с употреблением предлогов. В статье приводятся примеры грамматических ошибок, возникающих в результате интерференции, и обобщаются предложения по их коррекции в зависимости от вида и коммуникативной значимости.
108-115 76
Аннотация
Данная статья посвящена описанию структуры и функциональных характеристик Офиса академического письма Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета), участника программы 5-100, направленной на повышение конкурентоспособности российских вузов на глобальном рынке научных и образовательных услуг. Работа Офиса нацелена на совершенствование академической грамотности на английском языке научно-педагогических работников и аспирантов университета, а также на поддержку авторов, желающих опубликовать свои работы в высокорейтинговых научных журналах, индексируемых в наукометрических базах данных Scopus и Web of Science. Реализация задач, поставленных перед Офисом академического письма Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ), осуществляется при взаимодействии административного, консультационного, переводческого и образовательного блоков подразделения, деятельность которых получает информационную поддержку на официальном сайте Офиса.

EDUCATION ONLINE

116-120 39
Аннотация
В статье рассматриваются возможности и перспективы внедрения электронного обучения в образовательный процесс будущих врачей и провизоров. На примере Тюменского государственного медицинского университета показана модель внедрения платформы электронного обучения в рамках реализации программы единой электронно-образовательной среды вуза. Модель электронной образовательной платформы в рамках очного обучения медицинским специальностям показала себя как современная методологическая основа преподавания и оптимизации самостоятельной работы обучающихся с формированием у них познавательных стратегий самообучения и самообразования как основы и неотъемлемой части будущей профессиональной врачебной деятельности. В статье продемонстрированы особенности применения основных структурно-функциональных элементов электронных учебных курсов в медицинском вузе с примерами наполнения теоретического, контрольно-измерительного и методического блоков.
121-130 187
Аннотация
В статье вводится понятие «педагогические ИКТ-инструменты», позволяющее выявить необходимые преобразования профессиональной деятельности в электронной среде обучения. Введение понятия позволяет раскрыть спектр возможностей и преобразований деятельности преподавателей вуза в электронной среде. Обоснована типология инструментов, раскрыты их особенности. Приводятся экспериментальные данные об использовании преподавателями европейских вузов педагогических ИКТ-инструментов, полученные в ходе реализации европейского проекта IRNet.
131-134 55
Аннотация
Цель исследования состоит в выявлении возможных форм организации диалогического взаимодействия участников образовательного процесса в дистанционном обучении. Методами исследования стали анализ информации о возможностях сервисов систем дистанционного обучения в организации диалога педагога и обучающихся. Основные результаты работы представлены в позиционировании диалога как эффективной формы педагогического взаимодействия, которая способствует становлению субъектной позиции преподавателя и обучающегося, их личностному развитию. Обоснована актуальность организации учебного диалога педагога и обучающихся в неявной и явной форме с использованием мощного потенциала современных ИКТ. Приведены примеры электронной формы дискуссионного обсуждения вопросов в рамках электронного образовательного ресурса. Сделан вывод о возможности расширения диалогового взаимодействия в онлайн-пространстве за счет использования функционала систем дистанционного обучения, вебинаров, блогов, видеоконференций, Skype-технологий, совместной работы с интерактивной доской, массовых открытых онлайн-курсов, которые могут эффективно использоваться в работе с обучающимися. Намечены перспективные направления исследований по усовершенствованию диалогового взаимодействия в дистанционном обучении.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

135-142 30
Аннотация
Статья посвящена одному из актуальных направлений научных исследований в современном российском образовании - проблемам подготовки иностранных граждан в отраслевом вузе, расположенном в относительной удалённости от столичного региона. Авторами представлены результаты работы, направленной на изучение мотивов поступления в вуз различных групп обучающихся - граждан Таджикистана, Казахстана и стран дальнего зарубежья. Прослежены изменения их настроения в первые недели пребывания в образовательной организации. Анализируются сходства и различия между выбранными для исследования группами, ключевые факторы, влияющие на адаптацию таких студентов в начальный период обучения.
143-151 30
Аннотация
В статье рассмотрены результаты 25-летнего опыта реализации международной театральной образовательной программы, организованной совместно Школой-студией МХАТ с Театральным центром имени Юджина О'Нила, получившей название «Московский семестр». Прослежена история ее создания, выделены ее взаимосвязанные части, позволяющие добиться максимального освоения профессиональных знаний и навыков иностранными студентами. Полученные результаты подтверждают необходимость проведения международных театральных образовательных программ, чему способствует глобальная мобильность студентов.
8
Аннотация
В статье рассмотрены результаты исследования создания, развития и проведения международной театральной образовательной программы, организованной совместно Школой-студией МХАТ с Театральным центром имени Юджина О'Нила, получившей название «Московский семестр». Выделены взаимосвязанные части международной театральной образовательной программы, позволяющие добиться максимального освоения профессиональных знаний и навыков иностранными студентами. Полученные результаты подтверждают необходимость проведения международных театральных образовательных программ, проведению которых способствует глобальная мобильность студентов.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

152-158 40
Аннотация
В статье раскраивается значение волонтёрской деятельности студентов -будущих специальных педагогов, освещен опыт организации волонтёрской практики по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра в образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику. Представлены рекомендации по организации волонтёрского движения.
159-164 41
Аннотация
В статье представлен анализ нормативных и методических материалов, регламентирующих процессы организации и проведения учебной практики. Классифицированы теоретические подходы к проектированию учебной практики. Определены основные пути реализации предлагаемых решений в образовательном процессе на примере подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование».


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)