ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В условиях реформирования высшего образования особую актуальность приобретает проблема разработки и проведения новой, эффективной управленческой политики, направленной на привлечение, удержание и мотивацию высококвалифицированных научно-педагогических кадров. Однако, как отмечается в ряде исследований, преподаватели вузов оказались в сложном положении, что вызвано снижением общественного признания ценности профессии, кадровым дефицитом, текучестью и старением кадров, кризисом мотивации и профессиональной идентичности в сфере высшего образования на фоне существенного усложнения профессиональной деятельности. Современный этап развития высшего образования характеризуется масштабными инновационными процессами, поэтому управление мотивацией труда преподавателей вуза целесообразно рассматривать как управление мотивацией в условиях инновационной деятельности. В основании такого подхода лежит ориентация на творчество и стимулирование инновационного поведения персонала. Очевидно, что задача управления мотивацией труда преподавателей высшей школы должна быть решена в кратчайшие сроки, без отрыва о профессиональной деятельности и внутри самих рабочих коллективов. В статье представлен опыт разработки и апробации уровневой модели внутрикафедрального управления мотивацией преподавателей вуза, в основе которой заложена идея формирования мотивированной команды и создания корпоративной культуры, которая поможет эффективно управлять инновационными процессами в вузе.
НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Несмотря на принятие системы мер по повышению качества экспертизы диссертаций, включая их повсеместную проверку на предмет наличия неправомерных заимствований, на ужесточение правил работы диссертационных советов, уменьшение общего числа защит некачественных диссертаций, критика процесса и результатов подготовки аспирантов сохраняет свою остроту. В статье рассматриваются резервы повышения качества диссертационных исследований, выявленные на основе анализа динамики изменения показателей подготовки аспирантов в новейшей российской истории, а также деятельности их научных руководителей. Особое внимание уделено обоснованию конкретных рекомендаций по улучшению качественного состава аспирантов, повышению уровня их стипендиального обеспечения в увязке с формированием финансовых стимулов к результативному завершению диссертационного исследования, разработке механизмов повышения эффективности труда научных руководителей, совершенствованию процедуры экспертизы результатов диссертационных исследований на каждой из трёх взаимосвязанных стадий – аттестации аспирантов, защиты в диссертационном совете, рассмотрения диссертации в экспертном совете ВАК.
Задачей исследования было изучение взаимосвязи результатов университетских рейтингов, представленных различными рейтинговыми агентствами. Приведены данные о количестве вузов, охватываемых ранжированием в мировых рейтингах Webometrics Ranking of World Universities (WRWU), Academic Ranking of World Universities (ARWU), Quacquarelli Symonds (QS), Times Higher Education (THE), U-Multirank, Round University Ranking (RUR), Московский международный рейтинг «Три миссии университета», SCImago Institutions Rankings (SIR).
Методами математической статистики изучались корреляции результатов Московского международного рейтинга «Три миссии университета» и рейтингов RUR, QS, THE и WRWU; рейтингов QS с рейтингами THE и WRWU, а также двух рейтингов WRWU, опубликованных в январе 2018 г. и в июле 2017 г. Получены формулы линейной регрессии, связывающие позиции университетов в разных рейтингах. Результаты Московского международного рейтинга «Три миссии университета» умеренно коррелируют с результатами рейтинга RUR, корреляция с WRWU низкая. Корреляции для ранжирования QS с рейтингами THE и WRWU являются умеренными. Очень высокая корреляция была обнаружена только для двух рейтингов WRWU, что вызывает вопрос о целесообразности проведения их с интервалом в шесть месяцев.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
Статья представляет собой анализ современных проблем и трендов развития системы науки и высшего образования. Наблюдаемый в настоящее время рост бюрократии и роли чиновников в современном обществе увеличивает зависимость регулируемых сфер от личных интересов тех, кто включён в систему управления или влияет на неё. Данные тенденции не обошли стороной и академическую среду, которая ярко демонстрирует несоответствие декларируемых целей и наблюдаемых результатов. Приведенный анализ сфокусирован на российских реалиях, где глобальные негативные тенденции проявляются особенно заметно. Статья объясняет наблюдаемый феномен через призму теории институциональной коррупции. Особенностью данного подхода является то, что и дизайн системы, и решения, принимаемые в ее рамках, даже если они противоречат общественным интересам, не выходят за пределы правового поля. Наблюдаемые тренды сопровождаются формированием неправильной системы стимулов, в которой бюрократия получает чрезмерную власть. Несмотря на то, что стратегическое влияние в рамках системы науки и образования легально, оно подрывает эффективность всего института и ослабляет доверие общества к этому институту.
В статье рассматриваются иерархические и инверсивные отношения в социальных системах. Иерархия представляет собой основную форму организации в социальных системах. Сложные иерархии обладают свойством формировать инверсивные отношения. Инверсивные отношения возникают, когда низший элемент в социальной иерархии приобретает главенствующее значение, но формально остается в подчинённом положении. В иерархической системе действуют определённые организационные принципы, которые определяют взаимное положение элементов. В сложных иерархиях таких принципов несколько. Инверсии возникают при столкновении двух и более организационных принципов в социальной иерархии. Развившиеся инверсии есть проявление внутренних противоречий в иерархической системе. Накопление этих противоречий способно привести иерархическую систему к распаду, например послужить причиной революции, при которой отдельные организационные принципы в социальной системе упраздняются. Но в некоторых случаях разрешение этих противоречий приводит к очередному шагу в поступательном развитии данной системы. Так, разрешение противоречий происходит, когда субъект реально перемещается на более высокую позицию в социальной иерархии. Один из важнейших организационных принципов, определяющих положение субъекта в социальной иерархии, опирается на образовательный уровень этого субъекта. Повышение уровня образования субъекта влечет за собой и повышение его социального статуса. Однако положение субъекта в социальной иерархии определяется и другими организационными принципами. Эти принципы способны вступать в противоречие с образовательным организационным принципом. В результате этого возникает социальная инверсия. Образование представляет собой фактор, который способен как порождать инверсии в социальной иерархии, так и устранять их. Развитие общества тесно связано с проявлениями образовательного организационного принципа, с его взаимодействием в другими организационными принципами в социальной иерархии. Анализ инверсивных отношений в социальных иерархиях является действенным исследовательским инструментом, позволяющим прогнозировать социальное напряжение в обществе и предотвращать его.
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целью исследования является выявление конкретных эмоционально окрашенных представлений о будущем, которые определяют ценность диплома о высшем образовании для современных студентов бакалавриата. В исследовании принимали участие студенты первых и четвёртых курсов очной формы обучения пяти вузов и пяти филиалов вузов разных регионов России, разных направлений подготовки. Использовался метод неоконченных предложений. Показано, что студенты бакалавриата в своём большинстве не рассматривают диплом как документ, который отражает квалификацию и уровень образованности владельца, а также определяет перспективы трудоустройства и карьерного роста. Наличие диплома, с точки зрения студентов, должно гарантировать его хозяину лояльность общества.
Статья посвящена проблеме трансграничного сотрудничества в аспекте образовательной сферы. В центре статьи – анализ влияния процесса трансграничного сотрудничества в сфере образования на понимание молодыми жителями Мурманской области специфики развития северных территорий, на осознание ими северной идентичности как фактора межнационального общения. Авторы подчёркивают, что трансграничье, вмещающее в себя западный и российский сегменты, предполагает сотрудничество на основе здоровой конкуренции двух систем: с одной стороны, российской, с другой – всех остальных государств, входящих в состав Баренцева Евро-Арктического региона: Финляндии, Швеции и Норвегии. Подход, лежащий в основе идеи создания Баренцева Евро-Арктического региона, подразумевает акцент на культурных и образовательных ресурсах в самом широком смысле этого слова. Авторы уделяют особое внимание феномену академической мобильности и роли программ академической мобильности в процессе формирования северной идентичности. Миграция академически ориентированной молодёжи рассматривается авторами как важное звено мировой системы высшего образования. В статье представлены материалы исследования, отражающего восприятие феномена границы молодёжью Мурманской области. В результате анализа данных анкетирования молодых жителей Мурманской области было выяснено, что граница была и остаётся неким барьером для россиян, но очевидна и их тяга к его преодолению. По мнению авторов статьи, «барьерность» восприятия границы может быть существенно снижена посредством участия молодёжи региона в различных программах академической мобильности и «включённости» в диалог культур.
Как отмечается в ряде исследований, преподаватели вузов сегодня оказались в сложном положении, что вызвано снижением общественного признания профессии, кадровым дефицитом, текучестью и старением кадров, кризисом мотивации и профессиональной идентичности в сфере высшего образования на фоне существенного усложнения профессиональной деятельности. В условиях реформирования высшего образования особую актуальность приобретает проблема разработки и проведения новой, эффективной управленческой политики, направленной на привлечение, удержание и мотивацию высококвалифицированных научно-педагогических кадров. Современный этап развития высшего образования характеризуется масштабными инновационными процессами, поэтому управление мотивацией труда преподавателей вуза целесообразно рассматривать как управление мотивацией в условиях инновационной деятельности. В основании такого подхода лежит ориентация на творчество и стимулирование инновационного поведения персонала. Очевидно, что задача управления мотивацией труда преподавателей высшей школы должна быть решена в кратчайшие сроки, без отрыва от профессиональной деятельности и внутри самих рабочих коллективов. В статье представлен опыт разработки и апробации уровневой модели внутрикафедрального управления мотивацией преподавателей вуза, в основу которой заложена идея формирования мотивированной команды и создания корпоративной культуры, которая поможет эффективно управлять инновационными процессами в вузе.
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
В статье анализируются итоги реформ, проведённых в системе высшего образования Китая в конце XX – начале XXI вв. На основе официальной статистики показано, как изменилось количество высших учебных заведений, численность студентов и выпускников, а также структура подготовки специалистов по уровням образования и направлениям подготовки с 1995 по 2016 гг. Представлена динамика финансирования университетов.
Исследование показало, что результатом правительственных реформ стало стремительное увеличение числа университетов и количества студентов. Высшее образование из элитного превратилось в массовое. С 1995 по 2016 гг. коэффициент валового охвата населения высшим образованием увеличился в 9,5 раз и составил 42,7%. Эффективная государственная политика поддержки студентов, обучающихся в зарубежных университетах, и содействие их последующему трудоустройству привели к тому, что к 2016 г. по сравнению с 1995 г. в три раза (с 28 до 79%) возросла доля тех, кто после обучения предпочёл вернуться домой. Структура подготовки специалистов высшей квалификации соответствует потребностям растущей экономики: 34% выпускников имеют инженерные профессии, а наибольший рост числа выпускников сохраняется по экономическим и управленческим специальностям, а также по педагогике. Главный результат проведённых реформ – международное признание китайских университетов и, как следствие, вхождение лучших из них в топ-100 влиятельных международных рейтингов.
Статья посвящена исследованию современного состояния и проблем реализации совместных российско-китайских и китайско-российских образовательных программ. Рассмотрено понятие «совместная образовательная программа», предложена классификация совместных образовательных программ, включающая программы совместной степени (совместного диплома), программы двойных степеней (двойных дипломов), программы включённого обучения. Проведён анализ выездных российско-китайских и въездных китайско-российских совместных образовательных программ по состоянию на 2018 год. Выявлены проблемы реализации совместных образовательных программ, в том числе законодательные, касающиеся языка обучения, стоимости обучения, информационного обеспечения.
АКТУЛЬНАЯ ТЕМА
Важным фактором модернизации российской экономики выступает включение талантливой молодёжи в процессы инновационного развития. Ключевым приоритетом национальной образовательной системы сегодня определена работа с одарёнными детьми и молодёжью. Возрастает роль вузов в подготовке и управлении молодёжными талантами, поскольку целью образовательных организаций является подготовка не только специалистов высшей профессиональной квалификации, но и так называемой интеллектуальной элиты страны. В статье представлена комплексная многоуровневая модель системы управления талантами, созданная в Чувашском государственном университет имени И.Н. Ульянова на основе взаимодействия институтов «школа – вуз – производство». Рассматриваются основные формы выявления и сопровождения одарённых школьников и студентов и формы поддержки молодых преподавателей. Участниками реализации мероприятий по работе с талантами выступают ряд структурных подразделений вуза (Центр по работе с одарённой молодёжью, Центр дополнительного образования, Центр профориентации, Инновационно-внедренческий центр), которые реализуют круглогодичный комплекс мероприятий. Одним из решающих факторов в системе управления талантами является кадровое обеспечение. С целью сохранения преемственности, повышения мотивации и стимулирования молодых преподавателей университетом реализуются внутривузовские целевые программы. Одной из эффективных форм сохранения и трансляции лучших практик профессиональной адаптации выступает наставничество. Многоуровневый подход позволяет создать условия для максимального раскрытия способностей обучающихся и выстроить систему преемственности в работе с молодыми талантами.
Рассматривается проблема организации университетом олимпиад и конкурсов для школьников и студентов с целью выявления и сопровождения их по индивидуальной образовательной и карьерной траектории с участием работодателей региона. Для решения этой проблемы Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова реализует ряд проектов в системе партнёрства «школа – вуз – предприятие». В статье представлена деятельность центра по работе с одарённой молодёжью ЧГУ, который занимается организацией и проведением мероприятий в рамках стратегического проекта развития университета «Формирование и развитие комплекса популяризации перспективных профессий, привлечения и сопровождения талантливой молодёжи в системе многоуровневой опережающей подготовки кадров». Описывается уникальный опыт организации олимпиад и творческих проектных конкурсов для школьников совместно с инновационными предприятиями Чувашской Республики, среди которых: «Надежда электротехники Чувашии», «Надежда машиностроения Чувашии», «Строители будущего», «Электроника 4.0», «IT-Ринг». Победители и призёры этих олимпиад и конкурсов подключаются к работе профнавигационной площадки вуза «Центр планирования карьеры». В настоящее время в университете ведётся активная работа по адаптации и внедрению модели тьюторства. Приводятся ключевые показатели эффективности олимпиадного движения в системе сетевого сотрудничества с предприятиями. Анализ этих показателей позволяет сделать вывод, что проведение различных образовательных олимпиадных и конкурсных мероприятий для школьников совместно с предприятиями-партнёрами способствует увеличению поступающих в университет победителей и призёров олимпиад самого высокого уровня. В статье также обсуждаются формы дополнительного образования одарённых школьников и их педагогов-наставников. Утверждается, что ценностью является не проведение олимпиад и выявление талантливых учащихся, а регулярные занятия с ними в кружках и на курсах дополнительного образования. Делается вывод, что благодаря привлечению в университет талантливых выпускников средних образовательных организаций и активному их участию в студенческом олимпиадном движении, осуществляемом в партнёрстве с ведущими инновационными предприятиями, успешно решается задача наращивания профессиональной элиты региона.
В статье дана оценка изменения роли классических университетов в преобразовании социально-экономической среды территорий, на которых они расположены, рассмотрены проблемы разработки систем эффективного управления талантами и инновационно-исследовательской инфраструктуры предпринимательского типа. В условиях нового технологического уклада меняются требования к процессу подготовки будущих специалистов – это не только передача фундаментальных и профессиональных знаний, но и развитие креативных способностей студента, активизирующих возможности его самореализации, самостоятельности, мобильности, способности работать в проблемной ситуации. В связи с этим в статье обосновывается актуальность проблемы обучения предпринимательству в высших учебных заведениях, а также необходимость выявления и поддержки предпринимательских стратегий студенческой молодёжи. Отмечается дискуссионность вопроса о необходимости введения отдельных программ бакалавриата по предпринимательству. Приводится опыт Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова по созданию непрерывной многоуровневой системы образования, позволяющей всем заинтересованным студентам любых направлений и специальностей получать базовые компетенции в области предпринимательства. Особое внимание уделено вопросам формирования инновационно-исследовательской инфраструктуры предпринимательского типа в регионе и в вузе. Описывается опыт и перспективы работы бизнес-инкубатора ЧГУ, который должен стать эффективным инструментом генерации новой волны предпринимателей для региона. Рассмотрены технологии бизнес-инкубатора, ориентированные на выявление лиц, способных к предпринимательской деятельности, на активизацию предпринимательских инициатив студентов, оказание помощи в развитии бизнес-способностей и получении необходимых знаний. Эффективная работа бизнес-инкубатора рассматривается как фактор повышения стоимости бренда университета. Отмечены проблемы, с которыми столкнулся бизнес-инкубатор в своей работе и решение которых невозможно без участия государственной власти и бизнес-структур региона. Обосновывается необходимость разработки программы обучения, поддержки и удержания талантливой студенческой молодёжи «Будущие лидеры экономики Чувашии», состоящей из следующих основных блоков: образование, инновационно-исследовательская инфраструктура; система поддержки инновационных предпринимательских инициатив; управление инфраструктурой.
В статье отмечается значимость инженерного образования в условиях вызовов современного информационного общества, развития новых технологий и наукоёмких производств. Уделяется внимание вопросам низкого уровня востребованности инженерных профессий у потенциальных абитуриентов, а также формирования компетенций, необходимых современному инженеру с учётом требований рынка труда. Представлен опыт Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова по организации профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений, в том числе по реализации проектов, направленных на популяризацию инженерного образования. Одним из них является проект «Инженерные классы», в котором участвуют учащиеся старших классов четырёх ведущих школ-партнёров вуза. Программа обучения включает в себя занятия по математике, физике и информатике, нацеленные на подготовку будущих абитуриентов к получению высшего инженерно-технического образования, а также элективную часть по решению прикладных инженерных задач из разделов: электроника, робототехника, мехатроника, 3D-моделирование, инженерная графика, прототипирование. Особенностью проекта является широкое вовлечение в образовательный процесс студентов технических направлений подготовки в качестве наставников при выполнении школьниками исследовательских и проектных работ. Наряду с повышением уровня знаний по базовым для будущего инженера предметам, активное участие школьников в проектной деятельности позволяет им развивать коммуникативные навыки, приобретать опыт командной работы, что особенно востребовано работодателями. В статье подчёркивается важная роль крупнейших промышленных предприятий региона в реализации проекта. Предприятия предоставляют свои производственные площадки для знакомства с организацией производства и профессиональной деятельностью инженеров, участвуют в проведении олимпиад и творческих конкурсов и обеспечивают возможность последующей целевой подготовки кадров. Таким образом, проект «Инженерные классы» позволяет на практике реализовывать модель непрерывного образования в единой цепочке «школа – вуз – предприятие», создавая тем самым предпосылки для укрепления кадрового потенциала высокотехнологичных предприятий региона.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
В статье представлены результаты анализа онтологических, гносеологических и педагогических условий изменений в образовании, и прежде всего – статуса учебного предмета. В онтологическом плане изменения связаны с переходом от «вещной» онтологии к коммуникативно-деятельностной, в гносеологическом – от натурализма к трансцендентализму, в педагогическом – от авторитарно-дисциплинарной организации учебного процесса к студентоориентированной модели. В первой части работы описаны функции учебного предмета в процессе образовательного воспроизводства. Учебный предмет трактуется не в аспекте содержащегося в нём знания, а как сложный лингвистический код, организующий и регулирующий образовательное взаимодействие. Описаны его основания и структура, механизм конституирования образовательной реальности, а также её конструктивные особенности, тормозящие изменения в образовании. Введено различение учебного и научного предмета. Во второй части статьи осуществлена критика практики учебного предмета в университетском образовании. В качестве центрального события рассматривается дифференциация и диверсификация формы учебного предмета, распад его целостности на локальные автономные лингвистические области. В завершающей части сформулирована идея преодоления кризиса учебного предмета, суть которой – дискурсивное преобразование практики его репрезентации. Опираясь на идеи Ж. Делёза, авторы полагают условием изменения образования трансформацию речевых практик, в которых воплощён учебный предмет.
Текст представляет собой попытку анализа основ традиционной организации учебной программы, а также соответствующего языка методики преподавания как источника стереотипного мышления об образовании и препятствия на пути изменения его действующей модели. С точки зрения автора, исторически сложившийся язык нормативных документов выглядит значительным барьером для изменений в системе образования, выступает условием увековечивания традиционной модели обучения и ведёт к блокированию развития обучающихся.
ISSN 2072-0459 (Online)